Программа развития
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА
ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА №19»
Утверждаю
Директор МОУ ДОД «СДЮСШОР № 19»
_____________В.П.Сапожников
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
муниципального образовательного учреждения
дополнительного образования детей
«Специализированная детско-юношеская спортивная школа
олимпийского резерва № 19»
на 2014 – 2019 гг.
МОУ ДОД «СДЮСШОР № 19» г. Ярославля была открыта в ноябре 2001 года (Постановление мэра г. Ярославля от 27 августа 2001 г. №2584 "О создании муниципального учреждения дополнительного образования детей "Детско-юношеская спортивная школа №19"). Статус специализированной детско-юношеской спортивной школы получен в 2003 г.
Школа имеет три отделения, соответствующих реализуемым дополнительным образовательным программам:
- отделение легкой атлетики;
- отделение триатлона;
- отделение велоспорта.
Численность обучающихся на 01.09.2013 года:
легкая атлетика - 375 человек; триатлон - 89 человек.
Контингент занимающихся составляет 400 человек.
Основная цель деятельности Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва № 19» – способствовать самосовершенствованию и достижению учащимися высокого уровня спортивных результатов, формированию здорового образа жизни, профессиональному самоопределению, развитию физических, нравственных качеств.
Основные задачи деятельности МОУ ДОД «СДЮСШОР № 19» заключаются:
- в обеспечении необходимых условий для разносторонней физической подготовки, укрепления здоровья учащихся;
- в формировании у детей и подростков устойчивого интереса и потребности в регулярных занятиях легкой атлетикой и триатлоном, повышение уровня образованности в области физической культуры и спорта, здорового образа жизни;
- в подготовке спортсменов высокой квалификации с учетом индивидуальных особенностей учащихся;
- в подготовке спортсменов- инструкторов и судей по лёгкой атлетике и триатлону;
- создание эффективной системы подготовки спортсменов высокого класса, формирование сборной города Ярославля, подготовки спортивного резерва для состава сборных команд России по лёгкой атлетике и триатлону.
- укрепление материально-технической базы для занятий легкой атлетикой и триатлоном.
Обучение в СДЮСШОР № 19 является одним из видов трудовой деятельности, физического и нравственного воспитания учащихся.
Обучение в СДЮСШОР № 19 направлено на повышение адаптации учащихся детей к жизни в обществе, развитие их волевых и гражданских качеств, формирование здорового образа жизни.
СДЮСШОР № 19 создаёт условия, гарантирующие охрану здоровья учащихся.
Первоочередные меры по реализации цели и задач Программы
1. Создание организационно-управленческих, нормативно-правовых, материально-технических, социально-педагогических и медико-биологических условий для вовлечения различных категорий и групп детей в регулярные занятия легкой атлетикой и триатлоном, для подготовки спортсменов высокого класса.
2. Обеспечение межведомственного подхода к вопросам организации отдыха детей, способствующего формированию здорового образа жизни, базовым элементом которого являются физическая культура и спорт.
З. Создание постоянно действующей информационно-пропагандистской и просветительско-образовательной системы, направленной на вовлечение в активные занятия легкой атлетикой учащейся молодежи и формирование потребности в здоровом образе жизни.
Основные принципы реализации Программы
В целях успешной реализации Концепции необходимо руководствоваться следующими принципами:
1. Целостности человека, его психосоматического, социокультурного единства. Приоритетными компонентами в процессе физкультурной деятельности должны стать – самореализация и саморазвитие.
2. Непрерывности физического воспитания и образования различных возрастных групп.
З. Дифференцированного подхода к организации мероприятий по развитию легкой атлетики и триатлона с учетом специфики и целевой установки на развитие массовой физической культуры и спорта высших достижений.
4. Открытости системы физической культуры и спорта для свободного доступа различных физкультурно-оздоровительных технологий, форм организации соревнований в процессе физического воспитания и образования детей, в подготовке спортсменов высокого класса.
6. Использование опыта международного сотрудничества с целью выработки оптимальных подходов к решению проблем укрепления здоровья детей, профилактики наркомании, алкоголизма и правонарушений средствами физической культуры и спорта.
Механизм реализации Программы
Фундамент здоровья и положительного отношения к физической культуре закладывается ещё в детстве, именно на этом этапе жизни необходимо сконцентрировать внимании на:
- повышение ответственности родителей за здоровье детей;
- совершенствование программно-методического организационного и медицинского обеспечения учебного процесса.
Исходя из задач, стоящих перед спортивной школой, педагогическим коллективом определены основные направления деятельности СДЮСШОР № 19 на период с 2014 года по 2019 год:
1. Совершенствование дополнительных образовательных программ с учетом полученной информации и изменений условий в процессе их реализации.
1.1. Результаты педагогической деятельности:
- количественные и качественные показатели подготовки:
а) спортсменов массовых и спортивных разрядов;
б) спортивных судей и спортсменов-инструкторов;
в) членов сборных команд города Ярославля, Ярославской области, РФ.
- полученные объективные данные о состоянии педагогического процесса:
а) комплектование групп начальной подготовки, учебно-тренировочных групп, групп спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства;
б) качество проведения учебно-тренировочных занятий;
в) качество текущего, годового и перспективного планирования учебно-тренировочного процесса тренерами-преподавателями СДЮСШОР № 19;
г) качество планирования системы соревнований, контроля за уровнем физической, технической и других сторон подготовленности учащихся, а также ориентации и отбора перспективных спортсменов;
д) результативность работы тренеров-преподавателей, динамика спортивных результатов;
1.2. Существенные изменения внешних и внутренних условий для реализации педагогического процесса, выявление проблем в спортивной школе с вариантами их решения:
а) улучшение или ухудшение демографической ситуации в городе;
б) изменение законодательной и нормативной базы;
в) изменение условий финансирования учебного процесса;
г) изменения потребностей родителей и детей, а также запросов общества;
д) расширение диапазона задач решаемых спортивной школой (в том числе и по решению собственника)
2. Улучшение материально-технического, информационного, методического и организационного обеспечения учебно-тренировочного и воспитательного процесса в СДЮСШОР № 19.
2.1. Дальнейшее обеспечение учебного процесса спортивным оборудованием и инвентарем:
- приобретение стандартного оборудования и инвентаря общего и индивидуального пользования, а также спортивной формы в объемах выделяемых бюджетом города Ярославля и внебюджетных средств учреждения;
- ремонт имеющегося спортивного оборудования и инвентаря за счет бюджета, внебюджетных средств учреждения, а также силами педагогического коллектива и учащихся спортивной школы;
- изготовление из средств бюджета и благотворительных поступлений (в том числе выполнением услуг) нестандартного спортивного оборудования необходимого в учебно-тренировочном процессе;
- качественное улучшение судейского и другого оборудования необходимого для организации и проведения мероприятий.
2.2. Улучшение условий для проведения учебно-тренировочных занятий:
- заключение договоров на пользование спортивными сооружениями с включением в них приложений с перечнем выполняемых ремонтных и других видов работ, необходимых для улучшения условий проведения учебно-тренировочных занятий;
- увеличение времени и мест проведения учебно-тренировочных занятий в местах с пересеченным рельефом;
- разработка и внедрение проекта по созданию спортивной трассы на лыжной базе «Яковлевская», ежегодный ремонт и обслуживание спортивной трассы на лыжной базе «Яковлевская»;
- улучшение сопутствующих учебно-тренировочному процессу бытовых условий для тренеров-преподавателей и учащихся спортивной школы (раздевалок, душевых).
2.3. Внедрение методических разработок и учебно-методических пособий в учебно-тренировочный процесс:
- приобретение и разработка собственными силами;
- проведение анализа результатов применения новых методик в спортивной подготовке.
2.4. Повышение квалификации тренеров-преподавателей СДЮСШОР № 19:
- обучение тренеров-преподавателей на курсах повышения квалификации в профильных учебных заведениях;
- стимулирование к повышению образовательного уровня;
- участие педагогических работников в проводимых научно-методических семинарах, образовательных форумах, конкурсах на звание лучшего по профессии;
- плановое прохождение процедуры аттестации для повышения категории;
2.5. Совершенствование организационного обеспечения учебно-тренировочного процесса:
- совершенствование расписания учебно-тренировочных занятий с целью разгрузки наиболее востребованных часов за счет распределения мест занятий, сочетания дней отдыха с тренировочными днями, использование тренировок различной направленности и протяженности по времени;
- совершенствование календаря спортивно-массовых мероприятий с учетом потребностей педагогического коллектива и учащихся спортивной школы;
- совершенствование системы набора и отбора детей в учебно-тренировочные группы.
2.6 Расширение информационной составляющей педагогической работы:
- расширение традиционных (газеты, журналы, методические пособия и т.д.) и внедрение новых источников получения информации (Интернет - технологии, мультимедийные презентации, электронные пособия и другие);
- создание методических фондов в СДЮСШОР № 19;
- информационный обмен с учреждениями спортивной направленности г. Ярославля, создание каталога методических средств имеющихся в них.
2.7. Расширение сотрудничества с организациями заинтересованными в развитии легкой атлетики:
- расширение числа предприятий и организаций оказывающих финансовую помощь (выполнение услуг);
- расширение сотрудничества с федерациями по видам спорта и другими физкультурно-спортивными организациями в области улучшения спортивно-массовой работы;
- развитие сотрудничества в области подготовки специалистов по физической культуре, в том числе и тренеров-преподавателей по легкой атлетике и триатлону.
3. Популяризация легкой атлетики и триатлона среди жителей города Ярославля, привлечение их к активным занятиям оздоровительными формами легкой атлетики и триатлона
3.1. Работа, направленная на привлечение жителей города к активным занятиям оздоровительными формами легкой атлетики и триатлона:
- увеличение количества проводимых мероприятий физкультурно-оздоровительной направленности для детей, подростков и взрослого населения города;
- содействие созданию городского клуба любителей бега и совместная с ним работа по популяризации оздоровительных форм легкой атлетики и триатлона;
- привлечение к участию в городских оздоровительных мероприятиях руководителей и работников городских организаций и предприятий, педагогов и учащихся образовательных учреждений, а также их родителей.
3.2. Создание позитивного отношения к здоровому образу жизни через рекламу легкой атлетики и триатлона в средствах массовой информации (эффект постоянного присутствия рекламы спорта в СМИ):
- создание социально-направленной рекламы здорового образа жизни (выпуск печатной продукции – вымпелы, афиша, информационно-художественные буклеты о соревнованиях, спортсменах и тренерах;
- планомерная работа со спортивными редакциями города по освещению мероприятий по легкой атлетике и триатлону (отчеты и информация о подготовке спортсменов к соревнованиям);
- открытие Интернет-страницы с размещением информационных материалов о спортивных событиях, известных спортсменах, календарь мероприятий.
4. Совершенствование системы подготовки спортсменов.
4.1. Внедрение новейших технологий подготовки спортсменов высокого уровня основанных на новых научных данных:
- из области анатомии, физиологии и психологии, адаптационных возможностях организма;
- о построении тренировочного процесса на различных этапах годовой и многолетней подготовки спортсменов;
- использование новых данных спортивной медицины и фармакологии;
- использование технологий подготовки с применением технических средств.
4.2. Совершенствование системы соревнований:
- увеличение, как числа соревнований, так и спортивных дисциплин легкой атлетики и триатлона;
- пропорциональное планирование различных по уровню и значению соревнований (для разных по возрасту и мастерству групп, выездных и проводимых дома, массовых и внутришкольных);
- совершенствование организационной работы по проведению соревнований, с целью привлечения внимания общественности и повышения престижности проводимых соревнований.
4.3. Увеличение финансовых расходов на подготовку и выступление спортсменов в соревнованиях:
- привлечение дополнительных финансовых средств из различных источников для проведения и участия в соревнованиях различного уровня (гранты, городские целевые программы, благотворительная помощь, оказание услуг по проезду, размещению и питанию спортсменов);
- работа с Управлением по физической культуре и спорту мэрии города Ярославля, Агентством по физической культуре и спорту по Ярославской области и другими организациями, имеющими средства на спортивные мероприятия, по формированию статей расходов в их бюджете на проведение и участие в соревнованиях по легкой атлетике и триатлону;
- увеличение финансовых средств в смете расходов СДЮСШОР № 19 на проведение и участие в соревнованиях.
4.4. Развитие «новых» для спортивной школы спортивных дисциплин легкой атлетики и триатлона.
5. Повышение эффективности финансовой и хозяйственной деятельности
5.1. Увеличение финансовых средств по всем статьям, а также выделение средств на статьи расходов ранее не планировавшихся в годовой смете спортивной школы (ремонт оборудования и спортинвентаря, подписка на периодические издания, приобретение методической литературы, пользование электронной почтой);
5.2. Развитие договорных отношений с организациями «Арендодателями»:
(в том числе и на безвозмездной основе);
6. Повышение результативности работы по оздоровлению детей в летний период (и в период каникул в учебном году)
6.1. Увеличение числа детей в оздоровительных лагерях дневного пребывания и загородных из состава учащихся СДЮСШОР № 19:
- работа по пропаганде летнего отдыха в сочетании с учебно-тренировочными занятиями среди учащихся СДЮСШОР № 19 и их родителями;
- привлечение тренеров-преподавателей к работе в летний период, как из числа штатных работников, так и работающих по совместительству;
- поощрение (в том числе и материальное отличившихся в работе по оздоровлению) педагогов;
- поиск дополнительных финансовых средств, для одаренных детей, чьи родители не имеют возможность приобрести путевку;
- выделение финансовых средств для сборной команды СДЮСШОР № 19 выезжающих в оздоровительные лагеря для проведения базового учебно-тренировочного сбора.
7. Целенаправленное проведение кадровой политики
7.1. Повышение квалификации тренерско-преподавательского состава СДЮСШОР № 19:
- обучение на курсах повышения квалификации в Институте развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования, участие в семинарах и других формах повышения квалификации проводимых в г. Ярославль;
- проведение методической работы внутри спортивной школы, обмен опытом во время проведения соревнований по легкой атлетике с тренерами-преподавателями других спортивных школ.
7.2.Профессиональная ориентация учащихся СДЮСШОР № 19:
- ориентация учащихся на поступление в учебные заведения спортивного профиля;
- работа с учебными заведениями по проведению педагогической практики с их студентами, отбор лучших из них для работы в спортивной школе.
7.3. Привлечение к работе по совместительству в качестве тренеров-преподавателей по легкой атлетике и триатлону лучших учителей физической культуры общеобразовательных школ города.
8. Совершенствование воспитательного процесса
8.1. Воспитательная работа в процессе учебно-тренировочных занятий и соревнований:
- применение наглядной информации – стенды, фотографии, плакаты о достижениях спортсменов и тренеров школы;
- проведение тренировок с ведущими спортсменами;
- выполнение специальных тренировочных заданий повышенной сложности для воспитания волевых качеств.
8.2. Мероприятия, направленные на решение воспитательных задач:
- поисковая работа (поиск ветеранов спорта, шефская работа с ними, изучения спортивной истории своего города, спортивной школы);
- шефская работа с группами начальной подготовки (организация физкультурных мероприятий, походов, подвижных игр с детьми);
- трудовая деятельность (ремонт спортивных площадок, изготовление простейшего спортинвентаря, уборка прилегающей к школе территории);
- популяризация физической культуры и спорта (показательные выступления, приглашения родителей, ветеранов спорта на соревнования, тренировки);
8.3. Патриотическое воспитание:
- встречи с известными спортсменами, известными работниками спорта, спортсменами-ветеранами войны и труда;
- ведение летописи школы воспитанниками СДЮШОР по легкой атлетике;
- проведение мероприятий, посвященных знаменательным датам в истории России, города Ярославля и спортивной школы (мероприятия посвященные Дню Защитника Отечества, Дню Победы с приглашением ветеранов войны, военнослужащих-спортсменов, Дню города Ярославля и другие).
8.4. Работа с родителями:
- индивидуальная работа с родителями (встречи с тренерами-преподавателями, общение по телефону по неотложным вопросам, посещение тренером семей, посещение родителями соревнований, в которых выступает ребенок);
- проведение родительских собраний (в том числе одного тренера-преподавателя или общешкольных, собрания родителей, дети которых выезжают на соревнования в составе сборной команды СДЮСШОР № 19 или в загородный оздоровительный лагерь, где решаются важные вопросы по экипировке, питанию, финансированию, а также воспитательные вопросы).